Mafia

Mafia

Обзор


должны терпимо относиться к слабостям тех,
кто несилен, а не себе угождать.

Послание Папы Римского Павла к Римлянам, 15:1

Знакомство с Сальери

 

The Salierie's Впервые Mafia попала ко мне в руки еще в 2003. Тогда я не смог полностью пройти её просто потому, что она оказалась слишком сложна для меня: чересчур суровые законы передвижения, старые автомобили, нулевые скорости, очень непростая шутерная часть... В общем, дальше второго задания дело не дошло. Вернувшись к ней сейчас, пять лет спустя, я понимаю, что эта игра - одно из величайших достижений игростроя.
Начинается игра со вступительного ролика, озаглавленного эпиграфом, который вы могли прочесть выше. Его понимание придет постепенно, по мере прохождения.
По экрану ползут ну совершенно киношные титры, камера делает облеты, демонстрируя игроку всю красоту города Lost Heaven. В конце концов, игрок (или зритель?) оказывается в баре. Двери его открываются, внутрь входит молодой человек в аккуратном черном костюме. Он подсаживается к другому посетителю, и выясняется, что вошедший - мафиози по имени Томас Анджело, а его собеседник - детектив Норман. В свете последних событий Томми готов дать показания против всех членов мафиозной семьи в обмен на предоставление защиты со стороны полиции. Норман блокнот и Том начинает свой рассказ...
Это - завязка. Я не буду пересказывать всю историю, просто потому что это займет слишком много времени, да и скорее всего вам самим она известна. Я просто скажу, что местный сюжет натурально обставляет многие гангстерские фильмы, не говоря уже об играх. Он колоссален, потрясающ, неописуем. Он лучший в жанре 3D Action.
Однако, если про Mafia вы, не приведи Господь, услышали впервые, поясню: в центре повествования история клана Сальери и мистера Анджело лично. В мельчайших подробностях Том будет рассказывать о всех своих похождениях детективу, а игрок вместе с ним переживет их заново. История разбита на несколько актов, относящихся к одинаковым временным промежуткам, и изредка прерывается кат-сценами с беседой между Норманом и Томми.
Жизнь как коробка шоколадных конфет - никогда не знаешь, что внутри, говорил всемирно известный киноидиот. Это высказывание справедливо для главного героя Mafia. Вместе с детективом Норманом мы проследим путь простого таксиста к верхушке могущественной криминальной группировки. А помогут нам в этом чехи из Illusion Softworks и местный геймплей.

 

 

Мы не бандиты! Мы благородные... мафиози!


alt В одном из Q&A по игре можно найти следующее высказывание разработчиков: "Мы старались, чтобы было весело. И, где возможно, чтобы это было неглупое веселье". Так оно и получилось.
Поначалу диск с Mafia хочется просто куда-нибудь выкинуть. До того сложны и непривычны оказываются местные игровые законы. Автомобили периода 30-х годов прошлого века, понятное дело, до 200 км/ч разогнать почти невозможно, да и в Lost Heaven отсутствуют такие дороги, где бы это было возможным и нужным. Основная скорость вашего передвижения в городе - 60 км/ч, за большее вас будет штрафовать полиция.
Да-да, полицейские, в отличие от той же GTA, здесь действительно следят за порядком. Проехали на красный свет, задели кого-то из пешеходов, устроили ДТП или превысили скорость - заплатите офицеру штраф. Задавили гражданина насмерть, протаранили полицейскую машину или вас застали за угоном чужого авто - пройдемте, голубчик, в отделение (поход этот приравнивается к Game Over). Ну, а если на улице вы на глазах у полисмена вытащите томмиган и начнете пальбу - он уже будет иметь право на ответный огонь. О текущем положении будет говорить соответствующая иконка вверху экрана. Изменить свой статус можно довольно просто: либо схорониться в каком-нибудь переулке, либо просто убрать всех вооруженных свидетелей и поехать дальше по своим делам. Второй способ обычно куда действеннее, но вот первый интереснее. И, к слову, выглядит комично: констебли со свистками в зубах бегут вслед за прилично одетым молодым человеком и наворачивают уже десятый круг по району...
По своим размерам город в Mafia уступает Liberty City, однако, нельзя сказать, что он кажется маленьким. Расположен он на берегах залива так, что центральная его часть соединяется с другими не сушей, а мостами. Для уверенного передвижения по городу чехи выдают игроку карту, которую самому необходимо вызывать прямо во время движения отдельной клавишей. Карта полупрозрачная и поездкам не мешает. Работает она только в черте города - в пригородах (а будут и такие миссии) придется полагаться на самого себя.
Большей частью геймплей состоит, понятное дело, из стрельбы и гонок. Шутерная часть, казалось бы, стандартная - стреляй, перезаряжай оружие, перекатывайся... Но, черт возьми, больше всего стрельба в Mafia напоминает какой-то военный симулятор вроде Operation Flashpoint! Здесь тоже нужно грамотно искать укрытие и метко стрелять. Нахрапом не получится пройти ни одну миссию - из укрытия, да и то ненадолго, следует выходить только в случае, когда у вас закончились патроны. Перезарядка также является важной частью геймплея. Если в обойме еще остались патроны, а вы решили перезарядить оружие, невыпущенные пули уйдут вместе со стрелянными. Приятная мелочь: гильзы (как, собственно, и убиенные противники) остануться лежать на месте стрельбы до самого конца задания. Орудий экзекуции в игре - включая гранаты и коктейль Молотова - около 12 видов. Отдельно отмечу ма-а-аленькую вещицу, за которую хочется просто ноги целовать Illusion Softworks: стволы не разбросаны по городу в непонятных вращающихся мыльных пузырях а-ля GTA, их нужно покупать у торговца или получать у оружейника клана.
Автопарк насчитывает около 60 средств передвижения. В зависимости от этапа игры (это 1930, 1932, 1935 и 1938 годы) по улицам города будут разъезжать то стальные гробы на колесах, то настоящие шедевры инженерной мысли тех лет. Чешские игроделы с любовью и умением воссоздали средства передвижения, пользуясь при этом советами владельцев настоящих раритетных авто. Физическая модель повреждений радует: вмятины остаются как от столкновений с другими шоферами, так и от внешних воздействий вроде избиений бедных машинок, например, бейсбольными битами; в особо тяжелых случаях может отлететь ось. Ну, а если хорошо постараться и изрешетить четырехколесного товарища из автомата, то взрыв разнесет автомобиль буквально на кусочки - колеса в одну сторону, двери - в другую и проч. Ну, и прокатиться на каком-нибудь фордике, на кузове которого красуются пулевые отверстия - дорогого стоит.
Управление машиной выполнено на высшем уровне. Для самых дотошных игроков даже предусмотрен режим ручного переключения передач.
Самое увлекательное, на мой взгляд, то, что здесь нельзя подойти к припаркованному на улице автомобилю и в мгновение ока открыть его. Для этого кто-то из автомехаников должен показать вам, как вскрываются замки конкретной модели. При угоне следует быть предельно осторожным, чтобы не нарваться на проезжающих мимо копов или постового, обходящего квартал. Пополнять свой автопарк вы сможете регулярно, ведь после основных миссий вам предложат выполнить дополнительную. Однако, кража машин в "сверхурочное" время представляет скорее спортивный интерес - перед началом каждого задания для семьи Сальери автомеханик-заика Ральфи предоставит вам неплохую тачку.
Случаются и автомобильные погони с одновременными перестрелками. Пожалуй, здесь говорить что-либо излишне - подобные вещи являются визитной карточкой Mafia.
Удивительный факт, но уже в 2002 игра "жонглировала" геймплеями, в каждом задании предлагая что-то новенькое. Недавно вы через ферму удирали от десятка вооруженных боевиков семьи Морелло, но вот сидите в кузове грузовика и, словно в тире, расстреливаете преследующие вас авто. Вот вы тихонько пробираетесь в дом советника мэра города, оставляя за собой оглушенную охрану, словно Сэм Фишер (который, кстати, явился миру только в 2003), а через несколько миссий - будете стрелять в другого политика из снайперской винтовки, словно сами знаете какой киллер.
Увы, до идеала не хватило чуть-чуть. При грамотном ведении боя искусственный интеллект вряд ли может противопоставить игроку - например, копы, которые должны были поставить засаду вместо того, чтобы отстреливаться стоят на открытом месте словно столбы. А в пятой миссии разработчики зачем-то ввели совершенно деревянные гонки на треке, которые осилить мне не удалось (признаюсь, мне пришлось полазить в Сети в поисках более позднего сейва). В целом, эти мелочи картины не портят: спустя шесть лет после выхода геймплей Mafia смотрится очень хорошо и даже душевно.
Ну так вот, возвращаясь к началу пункта: как только вы поймете вышеперечисленные законы игрового мира (научитесь соблюдать правила ПДД, метко стрелять, занимать позицию и т.п.), вы оторваться не сможете от игры. Для этого потребуется определенное количество времени и нервов, но поверьте, оно того стоит.



This world is yours


alt Достаточно реалистичный геймплей - не единственное, что заставляет поверить в происходящее на экране. Важна и графика, и звуковое сопровождение.
Для своего времени чехам удалось создать крайне технологичную игру. Сейчас, в 2008, конечно, такая графика никуда не годится, но в то время в визуальном плане Mafia обставляла если не всех, то многих конкурентов. Благодаря собственному графическому движку LS3D Lost Heaven действительно оживает. На улицах постоянно плотное движение, NPC прогуливаются туда-сюда. Небо отражается в отполированных боках машины. Текстуры на домах хотя и не самого высокого качества, но повторяются крайне редко. С закатом появляется так называемый "эффект линзы". Хороша не только outdoors-графика. В помещениях можно наблюдать очень недурственный дизайн и грамотную работу со светом и тенями.
Что касается музыки, то Illusion Softworks не стали тут пионерами. От гениального приема Rockstar (радиостанции в авто, крутящие различные композиции) то ли отказались, то ли не додумались. В итоге мы получили красивейшие оркестровые темы, которые звучат во время миссий и в кат-сценах и интерактивные джазовые композиции 30-х годов, привязанные каждая к своему району. Не скажешь, что инновационно, но выполнено все это на высочайшем уровне: главная тема западает в душу с первых минут, и её невозможно ни с чем перепутать. Джазовые треки немного приедаются, ведь Mafia быстро не проходится, но т.к. миссии проходят в совершенно разных районах города и его окрестностей, набить оскомину они вам не успеют. Гвоздь программы - начальная музыкальная тема. Она навсегда остается в вашей памяти благодаря какой-то цепкости и некоторой грубости. Но в титрах Illusion Softworks отчего-то пускают гансту за авторством группы Lordz of Brooklyn. Зачем, решительно непонятно. Игрок только переживает драматичнейшую концовку, и казалось, необходимо его оставить со своими эмоциями наедине, ан нет - из колонок начинает литься сочный рэп.
Отдельную оценку нужно ставить за озвучку. Диалогов в игре великое множество, и каждый персонаж обладает собственным голосом, который нельзя спутать ни с каким другим: механик Ральф заикается, сам дон Сальери говорит с забавным итальянским акцентом, Поли - басит, речь его изобилует жаргонными словечками. Не стоит забывать и про изрядную дозу черного юмора. Над шутками персонажей реально смеешься: "Эй, ребята, как закончите, не забудьте вернуть биту, это моего племянника" или "Босс, знаете что? Я впервые застрелил человека без штанов" и многие другие.
В России игру издавала компания . Локализация получилась очень хорошая, перевод выполнен на отличном уровне, актеры играют очень убедительно (особенно повезло с голосом босса), и создается впечатление, что это не игра вовсе, а фильм на DVD. А вот шрифты немного подкачали: кое-где слова наезжают друг на друга, а названия районов на карте выполнены обычным вордовским кеглем.
Как только вы досмотрите титры, разблокируется режим "Большая прогулка". Вот тут вы и сможете оторваться на всю катушку - угоняйте машины, ввязывайтесь в перестрелки, разгоняйтесь до запредельных скоростей, в общем, Mafia-таки превратится в GTA. Наконец-то игрок сможет пощупать и попробовать на прочность идиллический мирок.

 

 

Повесть о дружбе и недружбе


Vinchenzo Говорить можно долго и не сказать ничего. Королями игры, конечно является сюжет, персонажи и режиссура. В Mafia чехи плюют на правила и просто рассказывают историю. Очень сложную историю длиною в восемь лет. Томми, простой таксист, благодаря вступлению в семью получается все: деньги, друзей, приключения, наконец, жену и дочь. Но вопрос в том, возвышается ли он. Нет, только падает. Игра, на примере вымышленных персонажей, на мой взгляд, говорит о том, что преступность в любом своем проявлении плоха, и как сложны были отношения людей: сегодня друг, а завтра он и бровью не поведет, стреляя в тебя, потому что nothing personal, it's just business. А конец этой истории... Наверное, это самый яркий и самый правильный конец в истории игр. Без глупых намеков на сиквелы, циничный и невероятно грустный. Сыграв в Mafia, вы узнаете, что такое "омерта", почему мафия не занималась наркотиками, откуда брался виски во время Сухого Закона. Что главные противники клана - жестокость и жадность его членов. А также о том, что предательство никогда не остается безнаказанным.
В Mafia нужно собраться и поиграть самому, перед этим немного дозрев до неё. Возможно, кому-то не понравится, как и в первый раз, а кто-то, быть может и переменит свой взгляд на вещи при повторном прохождении. Ведь мы-то с вами, надеюсь, знаем, что есть вещи и посильнее сумасшедших скоростей, пальбы и аркадности.
Illusion Softworks по-настоящему вложила в игру душу. Создала интерактивный фильм, который, по сути, является кусочком той эпохи. В этот мир веришь.

До выхода Grand Theft Auto IV еще две с лишним недели. Старикам говорю - сдуйте пыль с коробочки и снова возьмитесь за томпсон, потому что так игры уже не делают. А тех, кто еще не играл, прошу, умоляю и заклинаю: проверьте антресоли, трясите друзей и соседей, но найдите диск с Mafia. Вдруг впоследствии не придется тратить $50.

 

 

Геймплей: 9.5
Графика: 4.5
Звук и музыка: 9.5
Сюжет и атмосфера: 10
Управление: 8.0
Итог: "Mafia" бессмертна

 
Поиск
playboy_32.jpg
Баннеры
GTA.COM.UA - GTA 4, GTA: San Andreas, GTA:Vice City, GTA3
gtaseries.net / Criminal Syndicate
Запорожский лицей логос
Alive Bars mod
Яндекс.Метрика